tarpust (tarpust) wrote,
tarpust
tarpust

Фабрика-кухня завода имени А.А. Масленникова

Старое и вечно закрыто-заколоченное здание по адресу Ново-Садовая, дом 149 в Самаре – это бывшая фабрика-кухня, построенная специально для завода имени А.А. Масленникова, ныне несуществующего.

Уникальность этого сохранившегося строения в том, что оно стилизовано под серп и молот. Сейчас, когда в здании запланировано соорудить филиал центра современного искусства, это, впрочем, уже и так широко известно, как и то, что «молот» - это кухня (а кроме того – спортзал и читальня), а «серп» - столовая. Здесь были и гардероб, и закусочная, и банкетные залы на третьем этаже, и летняя площадка на крыше.


Строилась Фабрика-кухня в 1930-1932е годы, открытие состоялось в 1932 году, тогда она работала вполовину своей мощности. С того времени она уже несколько раз реконструировалась, а с определённого момента на месте снесённого здания мог возникнуть ещё один торговый центр, аналогичный «Захару», также находящемуся на территории бывшего завода.

Фабрика попала на страницы журнала Forbes в 2010 году, как одна из шести достопримечательностей России, которые скоро исчезнут (вместе с фресками Андрея Рублёва во Владимире и в Звенигороде). Статья в журнале до боли в зубах специфическая... ну, с другой-то стороныэто ж Форбс! Постоянно пишут, что она вошла в какой-то каталог (и даже каталогИ) ЮНЕСКО, что она является памятником по версии этой организации… не знаю уж какие там катАлоги, но на сайте никакой кухней и не пахнет.

А вот то, что Россия готовит памятники авангарда 1920-1930х годов по поручению Путина для включения в Список всемирного наследия ЮНЕСКО – это очень может быть. Однако, включения в этот список Фабрики–кухни – это только некоторая вероятность, о которой сообщает Александр Петрович Кудрявцев, председатель Временного совета ИКОМОС.

В августе 2013 года объект включили в реестр памятников архитектуры регионального значения Постановлением Правительства Самарской области № 376 от 08.08.2013 под номером в реестре: 631510232910005 Приказ МКРФ №420-р от 29.05.2015.

Последние события чаще всего связывают с вмешательством депутата А. Хинштейна и министра культуры В. Мединского, который в 2013 году посетил Самару - тогда он пообещал выделить порядка 350 млн рублей. Существуют и иные мнения, но в целом шумиха и решения действительно появились после их соучастия в процессе. Однако, эти решения оказались тесно связаны с Государственным центром современного искусства (ГЦСИ) и всем, что несёт собой понятие этого искусства.

И в конце 2013 года Фабрика-кухня перешла в собственность области. Предыдущий собственник – компания «Росгосстрах» –получил площадь в высотном здании на улице Урицкого взамен Фабрики-кухни. В здании прописали Средневолжский филиал Государственного центра современного искусства. Не в последнюю очередь это, по всей видимости, связано с тем, что рабочая группа при Минкульте РФ по этому вопросу с самого начала включала не только замминистра культуры Григория Ивлиева, Александра Хинштейна, но и гендиректора ГЦСИ Михаила Миндлина.

Тогда ещё, сразу после подписания соглашения, Неля Коржова – руководитель регионального отделения ГЦСИ – рассказала про экопроект разведения пчёл на крыше здания, что многое может сказать о «современном искусстве», полагаю.

В 2015 году планы по реконструкции на выставке в ГЦСИ «Интермузей-2015» были представлены В. Мединским - Д. Медведеву, председателю правительства и вице-премьеру О. Голодец. Медведев проект реставрации одобрил и поддержал.

В апреле 2016 года по заказу управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области проведена историко-культурная экспертиза здания, обосновывающая изменение категории значения памятника на федеральный.

Фабрика-кухня может стать тогда фактически первым памятником русского авангарда 1920х годов, внесённых в федеральные списки. Однако, настораживает присутствие слов «современное искусство» поблизости от всего этого.

Интерес современных художников к зданиям и символам советской эпохи известен. По какой-то причине основным объектом деконструкции, как художественного метода, становятся именно достижения советского времени. Думается, что и деятельность Средневолжского филиала ГЦСИ будет примерно такой же по смыслу и содержанию. Хотя и утверждается, что практика сохранения памятников архитектуры посредством открытия в них филиалов Центра - плодотворна.

Увы, одними пчёлами на крыше мы тут, возможно, не отделаемся.

Tags: Война с культурой, ГЦСИ, Коржова, Масленников А.А., Мединский, Меркушкин, Самара, Современное искусство, Фабрика-кухня, Хинштейн
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments